Агентство недвижимости Лотос
С нами удобно!
Наверное, вполне естественно, что мы неохотно говорим на любые темы, связанные с похоронами. Инстинкт самосохранения упрямо гонит прочь мысли о смерти. Однако рано или поздно каждый сталкивается с этой неприятной темой. Нет, я не говорю о какой-то мистической или философской стороне вопроса. Хотим мы этого или нет, но жизнь такова, что каждый из нас время от времени приходит на кладбище, и, к сожалению, этот скорбный путь приходится проделывать не раз и не два…
Опять же, к глубокому сожалению, несмотря на периодические заявления о наших демографических успехах, Рязань все еще остается стареющим городом. Число умерших превышает число родившихся. Немалая часть горожан – пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Известна средняя скорость заполнения кладбищенских площадей в областном центре – 2 га в год. Судя по тому, как складывается демографическая ситуация, в обозримом будущем проблемы городских кладбищ не только не перестанут беспокоить рязанцев, но и будут становиться все острее.
Ошибка в проекте?
Главная проблема рязанских погостов – нехватка площадей. Еще совсем недавно казалось, что Сысоевского (или, официально, – Гражданского) кладбища хватит надолго. Но скорость разрастания городских погостов такова, что на Сысоевском уже давно хоронят только с «подселением» (родственника к родственнику, по особому разрешению), и рядом появилось еще одно кладбище – Новогражданское, и оно уже заполнено «под завязку». А неподалеку растет и ширится новое – Воскресенское, и уже открыт следующий погост – Богородский.
– Это только на первый взгляд кажется, что найти место для кладбища просто, – объясняет директор муниципального бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела “Ритуал”» Ярослав Безрядин. – На самом деле далеко не каждый земельный участок подходит для захоронений. Должна быть соблюдена масса инженерных, экологических, санитарных норм. Необходимо грамотно составить проектную документацию, провести геодезические исследования. И только после этого можно принимать решение о закладке нового кладбища.
Одно из главных требований к городскому погосту – необходимая глубина залегания грунтовых вод. Стандартная глубина могилы – полтора метра, и грунтовые воды должны находиться как минимум на полтора метра ниже этого уровня.
– При проектировании Новогражданского и Воскресенского кладбищ геодезисты утверждали, что грунтовые воды здесь находятся на глубине 4 метров, – продолжает Ярослав Юрьевич. – Однако в первый же год эксплуатации выяснилось, что территория практически полностью подтапливается. Бывает, что вода заполняет вырытые могилы более чем на четверть. Вначале думали, что это происходит из-за активного таяния снега, но та же картина наблюдается и в летнее время. Вновь обратились к специалистам, уже из другой организации. Вывод был однозначным – это именно грунтовые воды. Ошибка в проекте.
Средняя официальная зарплата уборщицы на рязанских кладбищах – 4 тысячи рублей, кладбищенского рабочего – 5-7 тысяч. Только для обслуживания Новогражданского кладбища требуется 15 единиц специальной техники. Между тем, в наличии лишь два самосвала и один экскаватор. По нормативам мусор с кладбища должен вывозиться не реже одного раза в два дня, а вывозится он раз в неделю. В 2011 году на содержание городских кладбищ из городского бюджета было выделено 4,2 млн рублей. Фактически необходимо 10,5 млн рублей.
Зеркало нашей жизни
Честно говоря, изначально хотелось написать статью о разного рода безобразиях, творящихся на рязанских кладбищах. Горы мусора, непролазная грязь осенью и весной. Запустение и разруха на старейшем рязанском погосте – Лазаревском, где покоится историческая гордость древнего города. Хотелось написать о пренебрежении со стороны властей и о нашем с вами безразличии.
О бабульке, которая на нищенские пенсионные деньги умудряется покупать «серебрянку», чтобы подкрашивать оградку на родной для нее могилке, а заодно подкрашивает ограду у соседей. «Зачем?», – спрашиваю. «А как же, милок? Я эту женщину знала хорошо. На “Красном знамени” лет двадцать вместе отработали. Дети у нее в Приокском живут. Хорошо живут, грех жаловаться. Только вот могилку мамину совсем забросили – покосилась вся, оградка ржавая. Вот у деда своего порядок навожу и у соседки приберусь… А я помру, тогда, дай Бог, кто-нибудь и за моей могилкой присмотрит. Нельзя иначе…»
Как это ни парадоксально звучит, но кладбище, город мертвых, на самом деле – зеркало нашей жизни. Тут все очень наглядно – любовь и равнодушие, цинизм и бескорыстие. Недостаток финансирования, отсутствие специализированной техники, нехватка кадров – это все, конечно, осложняет ситуацию. Но думается, что корни проблемы гораздо глубже.
Предки знали, где хоронить?
Удивительно, но практически все старые рязанские погосты расположены таким образом, что никаких «технологических» претензий к ним предъявить невозможно. Общеизвестно: кладбища всегда образовывались около церквей, то есть чаще всего на возвышенностях, что само по себе решало проблему с подтоплением. Но есть и более интересные загадки старых рязанских кладбищ.
При общей геодезической съемке, которая проводилась в Рязани в 1976 году, было обнаружено: Лазаревское кладбище находится на уникальном месте. На глубине 5 метров под ним залегает «глиняный замок» – слой глины толщиной около полутора метров. То есть погост расположен в некоей естественной ванне, которая не пропускает излишнюю влагу и не позволяет продуктам распада попадать в грунтовые воды.
А между тем проблема грунтовых вод на Новогражданском и Воскресенском кладбищах так и не решена. Обсуждался вопрос о заказе дренажного проекта, но средств на это в городской казне пока нет. Интересно, что при проектировании данных погостов некоторые специалисты, хорошо знающие специфику земельных участков в районе нефтезавода, предупреждали: будут проблемы. Однако к их словам, как это у нас обычно бывает, никто не прислушался. В результате кладбищенским рабочим, чтобы не шокировать родню умерших, иногда приходится ведрами вычерпывать воду из свежевырытых могил. О том, что через несколько часов вода возвращается, естественно, никто не говорит. Так же, как предпочитают не вспоминать о средствах, затраченных на неудачный проект, о суммах, полученных за выделенный под кладбище участок земли. О деньгах, заведомо утопленных в грунтовых водах.
Новогражданское кладбище было сдано и принято в эксплуатацию без соответствующей инфраструктуры. Первые несколько лет кладбищенская администрация ютилась в маленьком вагончике, оставшемся от строителей, вместе с уборщицами и рабочими.
По большому счету, эти объекты нужно было закрывать сразу же после начала их эксплуатации. Практически нет ни одной нормы, которая не была бы нарушена при их обустройстве. На сегодняшний день этим погостам все сложнее справляться со своей скорбной работой.
«Продаю участок под кладбище»
Рязань, как, впрочем, и большинство древних российских городов, буквально задыхается из-за нехватки кладбищенских площадей. Несколько лет обсуждался вопрос о строительстве нового кладбища в районе Недостоево, неподалеку от поселка Семчино. Но дело ограничилось лишь обсуждениями. Причина проста и банальна – нет средств. Ведь по земельному законодательству участок сначала нужно выкупить у его владельца. Да и предварительные геодезические изыскания дали неутешительный результат: та же ситуация, что и на Новогражданском, то есть близко расположенные грунтовые воды. Необходимо проводить масштабные дренажные работы, а это, в свою очередь, ведет к значительному удорожанию объекта.
Между тем кладбищенский бизнес всегда был и остается одним из наиболее прибыльных. Знаю, что звучит кощунственно, но так оно и есть на самом деле. Во всем цивилизованном мире наряду с муниципальными кладбищами существуют частные, коммерческие. Думается, что и нам никуда не уйти от этих тенденций.
Более десяти лет назад некая московская фирма дважды обращалась в Рязанскую городскую администрацию с предложением о строительстве в областном центре крематория. Этот вопрос даже обсуждался на горсовете. Но опять-таки обсуждениями все и ограничилось. Зато еще раньше было принято решение о создании муниципального предприятия «Ритуал», к которому постепенно перешли все похоронные функции. Намерения, естественно, декларировались самые благие. Мол, на кладбищенском деле всегда наживаются нечистые на руку дельцы. Если отдать погосты коммерсантам, то цены на захоронения станут неконтролируемыми, и пенсионерам и малоимущим это будет не по карману. В общем, полный набор нашей родной рязанской демагогии. В результате создали муниципальную структуру, работу которой город просто не в состоянии финансировать в полном объеме.
А между тем, по некоторым экспертным оценкам, создание коммерческих кладбищ, как и строительство городского крематория – это, возможно, единственный реальный выход из сложившейся непростой ситуации. На примере наших соседей из Ярославля, Пскова, Нижнего Новгорода мы видим, что на коммерческих погостах нормы захоронений, как и чистота и порядок, соблюдаются неукоснительно. Кроме того, передача некоторых кладбищ в частные руки позволяет городу сосредоточить все усилия на содержании муниципального погоста, что тоже дает неплохие результаты.
… Есть и еще один аспект этой проблемы. Рязанские должностные лица традиционно не очень любят обсуждать тему городских кладбищ. Видимо, считают ее слишком деликатной, чтобы делать данную проблему достоянием общественности. Однако в Интернете уже появились коммерческие предложения о продаже участков земли под захоронения. Некий Александр предлагает участок в 5,8 га под кладбище в Рязани. Примечательно, что у него якобы имеется полностью готовый комплект документов, то есть все необходимые разрешения и экспертные заключения. Как-то не верится, что подобные предложения могут возникнуть на пустом месте.
Мнение:
Сергей Леонтьев, народный артист России, актер Рязанского областного драматического театра:
– Состояние рязанских кладбищ, прежде всего, очень точно говорит об уровне нашей общей культуры. Понятно, что многое зависит от внимания властей к данной проблеме. Контроль за удовлетворением самых насущных нужд (а весь комплекс ритуальных услуг, безусловно, входит в их число) у нас, к сожалению, пока находится на очень низком уровне. Вот банальный пример: чтобы обеспечить самый обычный уход за могилой близкого человека, приходится обращаться в коммерческую структуру. Само кладбище такого рода услуги не оказывает. Разве можно себе представить подобную ситуацию где-нибудь в Германии или во Франции? Там такой проблемы в принципе не существует. Администрация кладбища отвечает за все, что на нем происходит, в том числе и за достойное состояние каждого захоронения. Я уж не говорю о чистоте, о наличии элементарных средств уборки… У нас же все приметы цивилизации пока воплощаются в одном ржавом кране на целый участок.
В то же время, я не думаю, что в наших условиях коммерческие кладбища стали бы выходом из сложившейся ситуации. Боюсь, что это привело бы к еще большим злоупотреблениям и поборам. На мой взгляд, прежде всего, необходимо не на словах, а на деле навести порядок в уже имеющемся хозяйстве.
Вячеслав Коростылев, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Рязани:
– Меня, как человека, занимающегося историей Рязани, очень беспокоит состояние старейшего кладбища областного центра – Лазаревского. На сегодняшний день оно представляет собой жалкое зрелище. За последние годы кое-что было сделано – открыт и действует храм, восстановлена кирпичная ограда, но, тем не менее, оценивая состояние кладбища по пятибалльной шкале, вряд ли можно поставить ему даже «тройку». А ведь в мемориальном списке сегодня значатся имена 239 русских солдат, умерших в Рязани от ранений и похороненных на Лазаревском кладбище в 1812-1814 годах (рядовые, унтер-офицеры, поручики). Здесь же находятся захоронения солдат и офицеров – участников Первой мировой войны.
Несколько лет назад городское общественное движение «За восстановление и сохранение Лазаревского кладбища» направило заявку на участие в целевой программе «Культура Рязанской области на 2010–2012 годы». В числе прочих мероприятий в ней значилось и увековечивание памяти воинов разных эпох, покоящихся на кладбище, а также тех, кто расстрелян и погребен на нем в годы сталинских репрессий. И хотя власти отнеслись к этой инициативе положительно, никаких видимых перемен не произошло.
По материалам сайта: http://www.domostroymedia.ru/