Агентство недвижимости Лотос
С нами удобно!
Одной из самых необычных тенденций последнего времени на рынке недвижимости стал внезапно выросший спрос на съемные дома в Подмосковье. Причем речь идет о длительных контрактах, а не о коттеджах на праздники. Участники рынка гадают, чем это вызвано.
Загородная аренда традиционно делится на два сегмента: кратко- и долгосрочная. Первая - это съем жилья на несколько дней, обычно на праздники. Причем ставки здесь зачастую очень велики, порой даже непомерны. Ведь, по сути, владельцу надо окупить не только непосредственно сдачу помещения, но и упущенную выгоду (которую мог принести длительный наем), а также возможный ущерб, нанесенный постояльцами. Цены достигают пика перед новогодними праздниками – несколько дней иногда стоят как целый месяц, а то и больше. По словам экспертов, такое дорогостоящее гостеприимство вполне объяснимо: по народной примете «как встретишь Новый год, так его и проведешь». С другой стороны, и риски собственника многократно увеличиваются – нередко приходится делать ремонт или как минимум устранять поломки. Еще одним фактором риска является то, что ненадолго жилье обычно снимают большой компанией, что дает возможность максимально сократить расходы каждого участника. Например, в этом году, по данным риэлторов, очень много компаний по 10-20 человек с общим бюджетом до 50 тыс. руб., то есть до 2,5 тыс. на брата. Долгосрочная аренда отличается гораздо более щадящими ставками и позволяет владельцу не искать дополнительно никаких клиентов. Более того, если хозяин доверяет клиенту, он может и не закладывать в плату ущерб, ограничившись обычным страховым полисом. К тому же дом надолго обычно ищут не буйные компании, а тихие семьи, чаще всего с детьми, бабушками и дедушками. При этом долгосрочная аренда идет более бойко летом, а краткосрочная - зимой. Однако в нынешнем году отмечается интересная особенность - долгосрочные арендаторы активизировались в конце осени.
Согласно исследованию компании «МИЭЛЬ-Аренда», прирост спроса в ноябре по отношению к октябрю составил 41,5%. Против всех ожиданий, в начале декабря количество запросов на «новогодние» дома составило всего 3,5% от общего объема, подавляющее большинство потенциальных клиентов заинтересованы в длительном сроке, а некоторые даже начинают присматривать коттедж на лето. При этом максимальным спросом в ноябре пользовалось жилье стоимостью от $1000 до $3000 (46%), минимальным - дороже $10000 (чуть более 1%). Доля самых дешевых домов, до $1000, составила почти 25%. По данным исследователей, спрос и предложение более всего разбалансированы в нижнем и верхнем ценовых сегментах. Так, спрос на объекты дешевле $1000 почти в пять раз выше предложения, тогда как жилья дороже $10000 в три раза больше, чем потенциальных квартирантов. Наиболее популярная удаленность от МКАД - 10-19 км (34%) и 30-49 км (24%). А максимальное предложение пришлось на расстояние 10-19 км (31%), до 10 км и 20-30 км (по 26 %). Традиционно больше всего коттеджей в ноябре предлагалось на западном (26%) и юго-западном (22%) направлениях, меньше всего - на восточном (чуть более 2%). Как объясняют в МИЭЛЬ, «новогодняя» аренда пока не набрала обороты, самого активного спроса можно ожидать к середине декабря. Как обычно, турагентства предлагают широкий выбор вариантов празднования Нового года и Рождества: от дорогих зарубежных горнолыжных курортов и практически сопоставимого с ними по стоимости ближнего Подмосковья до вполне бюджетных вариантов (пансионаты, дома отдыха).
Другие компании приводят схожие данные. Так, сообщают в Penny Lane Realty, по итогам осеннего периода на рынке загородной аренды Подмосковья зафиксировано рекордное количество долгосрочных сделок, сопоставимое с весенним сезонным всплеском, на который традиционно приходится около 40% всех проводимых за год операций. Но если весной такой интерес легко объяснить грядущим летним сезоном, то зимой он в принципе непонятен. Как полагают аналитики, эта тенденция главным образом связана с колебанием курсов валют - другое толкование придумать пока сложно. В данной ситуации многие потенциальные покупатели не желают вступать в крупные сделки и предпочитают снимать жилье. Кроме того, рост рынка аренды обусловлен непропорциональностью ставок и стоимости покупки домовладения. Рост числа арендных сделок объясняется также увеличением предложения, в первую очередь за счет инвестиционных объектов, приобретенных в 2006-2008 годах. Иными словами, покупать недвижимость сейчас нет смысла, но на рынке достаточно собственников, готовых сдать по приемлемой цене. После кризиса загородка заметно подешевела, и в случае немедленной продажи владельцы останутся в минусе. Также соглашаются на аренду хозяева домов, срок экспозиции которых затягивается - то есть те, кто не готов снижать стоимость продажи. Но в действительности это все вторичные объяснения, не позволяющие полностью оценить ситуацию. Остается предположить, что людей начинает выталкивать за МКАД сама городская среда - с загазованностью, толчеей, пробками, недостатком школ и детских садов. Получается, что многие москвичи, просто устав, сбегают в глушь. Иначе объяснить такой феномен крайне сложно.
По материалам сайта IRR.RU